па-беларуску по-русски english
Прывітальнае слова Апостальскага нунцыя ў Беларусі арцыбіскупа Клаўдыё Гуджэроцці на міжнароднай канферэнцыі «Праваслаўна-каталіцкі дыялог: хрысціянскія этычныя каштоўнасці як уклад у сацыяльнае жыццё Еўропы»

Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, Многоуважаемые религиозные деятели и Представители Властей, Господа.

Имею честь и огромную радость, будучи  представителем Римского Папы в Беларуси, хотя еще и недлительное время, выразить мое приветствие и мои наилучшие пожелания участникам этого важного Симпозиума, а также искреннюю благодарность организатором: Институту Религиозного Диалога и Межконфессиональных Коммуникаций при Синоде Белорусской Православной Церкви и Международному общественному объединению Христианского Образовательного Центра имени Святых Мефодия и Кирилла.

С особым радушием я приветствую Его Высокопреосвященство Кардинала Курт Кох, Главу Папского Совета по Содействию Христианскому Единству, который пожелал принять приглашение направленное ему «хозяином дома», Его Высокопреосвященством Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, в адрес которого мы также выражаем наше братнее признание за осуществление столь важной инициативы.

Тема Симпозиума «Православно-Католический диалог: Христианские Этические Ценности, как Вклад в Социальную Жизнь Европы» сосредоточена на насущных проблемах драматичной реальности, рассматриваемых в перспективе и при использовании  экуменической методики.

Сам факт этой встречи не только может служить своего рода инструментом диалога, но в то же время является и символичным знаком осознания важности общего вклада наших Церквей, которые Святой Дух одарил драгоценной традицией святости, молитвы, мученичества, свидетельства жизни.

Этическую катастрофу Европы сегодня видят все. Но когда Церкви начинали оспаривать видение человеческой жизни в Европе, основанное на принципах релятивизма и материализма, не редко были восприняты как нежеланные пророки знаменующие несчастье, и именно по этой причине были отвергнуты, а иногда терпели нападения.

В настоящее время мы являемся свидетелями экономического краха в Европе,  который является зрительным доказательством последствия ошибочных этических убеждений, подверженных самоуничтожению собственными же предпосылками.

Однако, наряду с уверенной и солидарной декларацией наших Церквей, которая конечно же существует, кажется необходимым так же закрепить убеждение, что Христиане не являются лишь судьями мира: но прежде всего это радостные проповедники Благой Вести, способной придать миру надежду, что бы тот мог быть изменен, а значит, спасен Благодатью.

Второй Ватиканский Собор нас поучает следующими словами: Итак, Священный Собор, исповедуя высочайшее призвание человека и утверждая, что в нем заложено некое Божественное семя, предлагает роду человеческому искреннее сотрудничество Церкви для установления всеобщего братства, отвечающего этому призванию. Церковь, чужда каких бы то ни было земных интересов и стремиться лишь к одному: под водительством Духа-Утешителя продолжать дело самого Христа, который пришел в мир свидетельствовать об истине, дабы спасти, а не судить, и не для того, что бы Ему служили, но что бы послужить.     (Gaudium et Spes, 3).

Мы не находимся здесь что бы праздновать упадок человечества, виновного в непослушании нам, но мы собрались как труженики христианской радости, и тем больше сможем послужить этой миссии, чем больше сами сумеем жить в христианской святости, которая должна стать «заразительным» примером, свидетельством, скорее показанном в жизни, чем произнесенным на словах. Только воскресшее и спасенное творение может быть убедительным.

Мы не являемся неким святым собранием, установленным прежде всего для поражения врага – Церковь со своей стороны не имеет врагов – но мы являемся общиной братьев, которые приняли провозглашение любви Божьей. Как напоминает нам великий православный богослов  XIV века Никола Кабасилас: “В этом мире мы живем в Боге: мы перенесли  (metatithentes) жизнь с этого видимого мира в мир невидимый, не изменяя место, а изменяя сущность жизни. Это не мы потянулись к Богу и не мы взошли к нему, это Он пришел к нам и снизился. Не мы искали, а кто-то искал нас. Это Он сошел на землю и отыскал свое подобие (eikona)”.

Мы не сможем убедить мир только лишь нашими рассуждениями: но мир возможно покорить нашим общим свидетельством, свидетельством людей искупленных и преображенных Божией Любовью. Католическая Церковь Латинского обряда на языке этой белорусской земли в Страстную Пятницу обращается к Господу такими словами: “Дапамагай нам штораз глыбей спазнаць таямніцы Твайго Жыцця і ўзрастаць ва ўзаемнай любові, каб мы былі дасканалымі сведкамі Тваёй Любові ў свеце”.

Если мы будем настоящими свидетелями Воскресшего Господа, мы сможем воспринимать друг друга все с более великим признанием, как друзья и братия, спасенные тем же Христом, и свидетели того же Господа, на протяжении всей нашей преображенной жизни.

С этими мыслями, по поводу этого события еще раз выражаю свою признательность, благодарю всех участников, и желаю благого труда.

 
© 2017 Apostolic Nunciature in Belarus